Срочно прилететь из Москвы почти за четыре тысячи километров в Бишкек российского хирурга вынудила чрезвычайная ситуация.
В восемнадцать лет девушка из небольшого киргизского города выпила уксусную эссенцию и сожгла себе пищевод. Была ли это неразделенная любовь или семейные неурядицы – сегодня уже и не вспомнить. А вот последствия этого отчаянного шага наша героиня преодолевала всю жизнь. Ее чудом спасли, но с тех пор из-за рубцовых образований в пищеводе стойко сужался просвет, и его нужно было постоянно с помощью специальных приспособлений искусственно расширять – бужировать. За 20 лет она неоднократно даже сама проводила эту процедуру, но во время последней повредила себе пищевод.
На третьи сутки начался медиастинит – воспалительный процесс крайне важного отдела в организме – средостения, в котором располагаются сердце с крупными сосудами, трахея, пищевод, вилочковая железа, нервы диафрагмы и грудной лимфатический проток, бронхиальное дерево. Но самое ужасное в этой ситуации было то, что высокая рубцовая стриктура пищевода распространялась и на глотку. Обычно больные после таких осложнений не выживают. Пациентку привезли по скорой в клинику имени Ахунбаева в критическом состоянии. Нужна была сложнейшая операция, без нее больная была обречена.
И заведующий кафедрой госпитальной хирургии КРСУ профессор Бахадыр Бебезов рассказал об этом по телефону своему коллеге и другу, заместителю генерального директора по хирургии НМИЦ радиологии Минздрава России д.м.н. Андрею Рябову. Тот тут же принял решение ехать в Бишкек – вместе спасать жизнь молодой женщины. Объем запланированной операции был и большим, и сложным.
Мы оперировали двумя бригадами, – вспоминает Андрей Борисович. И, судя по состоянию больной, операция нам удалась. Все прошло хорошо, без осложнений, четко.
Больная уже много лет питалась и принимала лекарства через гастростому – искусственное отверстие, соединяющее брюшную стенку и желудок. Андрей Борисович сформировал искусственный пищевод из левой половины толстой кишки, один конец которой вшил в желудок, а вторым сформировал анастомоз с глоткой. Причем постарались опустить его как можно ниже, чтобы не повредить нервы, отвечающие за всю моторику глотки. Голос пациентке тоже удалось сохранить. Теперь ее жизни ничего не угрожает.
Я не раз бывал в Кыргызстане и хочу сказать, что нас связывают крепкие профессиональные и дружеские узы, – подчеркнул Андрей Борисович. – Там делают многие сложные вмешательства, коллеги ездят на наши научные конференции, в курсе многих новшеств в хирургии. Уверен, что тесная связь киргизских и российских специалистов идет на пользу нашим пациентам и нам самим», – считает Андрей Рябов.
Многие наши молодые хирурги, не говоря о поколении докторов постарше, учились в России, – отметила ректор Медакадемии имени И.К. Ахунбаева Индира Кудайбергенова. – Каждый год мы отправляем в Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена – филиал НМИЦ радиологии Минздрава России своих ординаторов, которые проходят там специализацию. Мы, конечно, очень благодарны и академику РАН Андрею Каприну, и профессору Андрею Рябову за то, что постоянно поддерживают наших врачей, наших ребят. Они восхищены отношением к ним, опытом, которым с ними делятся. Это дорогого стоит. А дружба Бахадыра Хакимовича и Андрея Борисовича спасает жизни наших граждан», – поблагодарила ректор.
Недавно в Москву прилетело видео от прооперированной пациентки со словами благодарности врачам. Она высказала их сама, спасенным голосом и сердцем.